Рубрики ///
Все (113) современное искусство (57) 16thline (35) выставка (25) ростов-на-дону (20) галерея современного искусства (15) художники галереи 16thline (13) интервью (11) арт-центр makaronka (10) граффити (9) театр (8) contemporary art (4) выставочное пространство (4) видео-арт (4) галерея 16thline (4) выставка заложники пустоты (4) фестиваль (3) музеи (3) gallery (3) фестиваль видео-арта (3) биографии (2) кирилл светляков (2) владимир анзельм (2) гео-гелиополис (2) 12-я стамбульская биеннале (2) интервью (2) дискуссия (2) бизнес (2) спектакли (2) выставка conflict (1) юрий шабельников (1) репортаж (1) соцарт (1) игорь михайленко (1) маша богораз (1) выставка тепло (1) еще теплее (1) театр 18+ (1) аренда (1) тимофей художник (1) арт-ярмарки (1) театр18 (1) современная драматургия (1) тимофей ерин (1) премьера (1) выставка гео-гелиополис (1) украшение красивого (1) анзельм (1) соня сухариян (1) плакаты (1) выставка украшение красивого (1) николай сванидзе (1) macallan (1) владимир вяткин (1) венецианское биеннале (1) анна титова (1) кирилл шаманов (1) move your line (1) элиотт эрвитт (1) графика (1) заложники пустоты (1) wine (1) после эрмитажа (1) паула модерзон-беккер (1) ворпсведе (1) искусство протеста (1) ardmore ceramic art studio (1) федор шурпин (1) андрей монастырский (1) сергей лучишкин (1) фотография (1) стамбул (1) 12-ая стамбульская биеннале (1) ольга свиблова (1) eylem aladogan (1) керамика (1) адриан эспарза (1) far and wide (1) инсталляция (1) гео-гелиополис]]], (0) андрей бильжо]], (0)

Собрание русской пустоты ///

07.10.2011 //
Собрание русской пус

1

С 22 сентября в рамках 4-ой Московской биеннале стартовала выставка «Заложники пустоты», организованная Министерством культуры Российской Федерации, Государственной Третьяковской галерей и галерей 16thLINE (Ростов-на-Дону). Уже через месяц часть экспозиции можно будет увидеть в нашем городе в галерее 16thLINE. 

2


Выставка посвященная пустоте создавалась не на пустом месте. Влечение к пустоте и боязнь пустоты равным образом стимулировали творческое мышление отечественных художников ХХ века. В результате рабочей группе во главе с куратором выставки, искусствоведом Третьяковской галереи Кириллом Светляковым удалось создать настоящее собрание русской пустоты, в которое вошли  около 120 работ, над которыми работали более 60 художников. Причем это работы практически всех направлений современного искусства. На выставке можно увидеть живопись, фотографии, арт-объекты, инсталляции, несколько видео и аудиоработ. 

Цель проекта

DSC_8839

Цель проекта «Заложники пустоты» - проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов (постсупрематический период) до современного искусства 2000-х. В искусстве начала ХХ века пустота является некой сверхценностью, иногда чуть ли не религиозно-мистической. Художники, особенно московские концептуалисты, пустоту обожествляли. Почему так? Откуда взялась эта пустота и что с ней происходило в контексте современного искусства? Откуда взялись пустые произведения, пустые пространства, пустые выставки? На все эти вопросы мы и попытаемся ответить нашей выставкой. Это первая попытка создать собрание пустоты отечественного искусства ХХ века, которое до этого распадалась на отдельные эпизоды, фрагменты и проекты. 

Концепция выставки

 DSC_8729

Пустота это с одной стороны личное пространство, а с другой пространство восприятия. ХХ век начал заниматься проблемами индивидуального восприятия. Именно тогда впервые увидели пустоту, как пространство для проекции своих внутренних ощущений. А это пространство все время нуждается в очищении. Кризис перепроизводства рождает желает создать пространство, в котором бы ничего не было. К этому возвращались всякий раз, когда возникал кризис, когда переставали верить в изображение, когда переставали верить в то, что искусство что-то изображает вообще. Вот для того, чтобы в него поверить вновь, нужно очиститься, нужно почувствовать в себе пустоту. Поэтому стремление к пустоте — это желание понять что происходит и куда мы попали. 

Оценка критиков и посетителей

DSC_0633

«Хотя верил в успех, мои ожидания по поводу выставки оказались в чем-то даже заниженными. Я в высшей степени доволен результатом, - рассказал Кирилл Светляков. Все работы как только оформились на стенах стали отлично совпадать и дополнять друг друга, демонстрируя эволюцию развития пустоты в пространстве искусства. Например, картины в жанре соцреализма соседствуют с концептуальными работами и иллюстрируют переход от некого значимого образа в пустом пространстве (например, фигуре Сталина на фоне пустого поля)

 DSC_8846

к Пустоте, которая уже сама выступает в качестве значимого образа». 

Деятели арт-индустрии восприняли выставку что называется «на ура». Среди посетителей были замечены искусствовед, куратор, комиссар Московской биеннале современного искусства и Директор института проблем современного искусства, Иосиф Бакшейн;

DSC_9028

куратор, основатель и директор Московского дома фотографии, Ольга Свиблова;

DSC_9204

телеведущий и журналист Николай Сванидзе;

DSC_8883

карикатурист, член Союза художников России, Академик Академии графического дизайна, Андрей Бильжо.   

DSC_9157

Рядовые посетители относятся к выставленным работам с осторожностью. Хотя тема известная, они озадачены. Ведь до этого так много работ, объединенных темой пустоты нигде не выставлялось. Кого-то это впечатляет и воодушевляет, кого-то  вгоняет в некое депрессивное состояние. Главное, что равнодушных нет. 

Работы

DSC_8756

«Пылевые надписи» Анатолия Осмоловского. Надписи, сделанные пылью на чистых стенах, которые естественным образом исчезнут после завершения выставки. Эта работа была сделана специально для этой выставки. По словам художника, «идея этой конкретной работы заключается в том, что люди прошли, походили по выставке, подняли пыль, и она осела в виде фраз».

DSC_8516

Интересен проект Ольги Чернышевой «Здесь был рисунок от депутата Громова».

DSC_8517

Это фото работы, сделанные на пленках и, будучи развешанными как белье на веревках, они создают интересные световые проекции на стенах. Возникают ситуации, когда произведение искусства — превращается в некий медиатор между зрителем и своей тенью. 

DSC_8542

«Ширма» Андрея Монастырского.

DSC_9142

Пустые щиты с названиями акций Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия». Кроме этого, там есть небольшой текст, который можно прочесть только воспользовавшись лупой. После этого восприятие этих щитов несколько меняется. 

Работа «Озеро» группы «Синий суп» 1

Работа «Озеро» группы «Синий суп».

Работа «Озеро» группы «Синий суп»

Это виртуальная работа — пейзаж с остывающим озером, которое сначала появляется, а затем медленно исчезает.  

Увидим в Ростове

Галерея 16thLINE является соорганизатором выставки в Третьяковке и принимает активное участие в создании проекта. После Московской биеннале, здесь в Ростове в 16thLINE будет представлена экспозиционная версия выставки, исходя из вашего пространства. В основном это будут современные произведения искусства. Уже сейчас известно, что это будут работы Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия». Скорее всего, получится привезти произведения Ильи Кабакова, а также картины из частных собраний, пять или шесть видео-инсталляций.

DSC_8520

Приедут фотоработы Ольги Чернышевой и Александра Слюсарева. Кроме этого, будет представлено несколько аудио работ. 

фото by Глеб Дейлов